Tuesday, April 4, 2017

Основные педагогические интервенции: Поощрение, Негативное подкрепление, Наказание, Торможение

19 янв, 2009 в 21:56

Первоначально я хотела развивать тему "с главного": с принципов, стратегий, идей и концепций... Но коль спонтанно вырисовалась тема более практическая - способы формирования повдения (в частности у детей) - поговорим об этом. 



Поощрение, Позитивное подкрепление (Positive reinforcement)

Начинаю я именно с поощрения, потому что это более безопасное и действенное средство контроля за ​поведением, чем наказание. 
Не мудрствуя лукаво привожу две цитаты, в которых суть процесса описана четко и ясно.

"Позитивное подкрепление — это вознаграждение поведения с тем, чтобы повысить его частоту. 

Например, родители могут вознаграждать ребенка за то, что он убирает место для игры в гостиной комнате без напоминаний. Такое вознаграждение нацелено на то, чтобы сделать поведение более частым, поскольку теперь поведение является ответной реакцией на позитивное взаимодействие с родителями. Наиболее важная составляющая успешности позитивного подкрепления — это адекватность внешней реакции поведению ребенка. Внешняя стимуляция в ситуации позитивного вознаграждения называется положительным стимулом. Положительный стимул должен восприниматься ребенком именно как положительный стимул. Другими словами, такой стимул не срабатывает, если ребенок не воспринимает его как позитивное или желаемое событие. Например, отец решил добиться, чтобы ребенок чаще чистил зубы, используя прием позитивного подкрепления. Он дарил ему коробок спичек каждый раз, когда сын чистил зубы. Ребенок даже реже стал чистить зубы. Отец не мог этого понять. В детстве он коллекционировал спичечные коробки и был уверен, что это достаточный стимул. Когда он обратился с этим вопросом к терапевту, терапевт сразу обратил внимание на весьма распространенную ошибку, которую совершил отец, посчитав, что объект или событие, являющиеся позитивными стимулами для него, сходным образом действуют и на сына. Когда отец поинтересовался впечатлениями сына, оказалось, что тому не нравятся спичечные коробки. Выяснилось, что позитивным стимулом для мальчика могут служить стикерсы, которые ему нравятся. Когда отец начал использовать стикерсы как позитивные стимулы, мальчик стал чаще чистить зубы.

Кроме того, позитивные стимулы должны осуществляться немедленно и последовательно (с предсказуемой частотой, но не обязательно каждый раз). Если награда не следует немедленно после желаемого поведения, ребенок может оказаться неспособным связать поведение и позитивный стимул. Например, одна мама пыталась повлиять на то, чтобы ее 4-летняя дочь чаще одевалась сама. Она решила рассказывать ребенку историю на ночь каждый раз, если утром та одевалась сама. Хотя истории дочь любила, чаще одеваться нестала. Ошибка мамы состояла в том, что дв'а события, одевание и позитивный стимул, были так далеко разнесены во времени, что дочь не могла установить между ними стабильную связь. Кроме того, позитивный стимул эффективен только в том случае, если ребенок не имеет возможности получить желаемое в изобилии другими способами. Даже если ребенок любит печенье, вряд ли можно эффективно использовать его в качестве награды, например, чтобы ребенок спокойно поиграл наедине с самим собой, если он уже наелся другой еды. Сходным образом, стикерсы потеряют свое качество позитивного стимула, если ребенок уже собрал большую коллекцию и не знает, что с ними делать. Избыток позитивной стимуляции, называемый пресыщением, — характерная проблема в работе с маленькими детьми и в программах, которые используют еду в качестве награды. 

Наконец, стимул не является позитивным, если ребенок легко может получить его другими средствами. Например, одна мама решила использовать в качестве такого стимула апельсиновый сок, чтобы сын лучше выполнял домашнюю работу. Каждый раз, когда он самостоятельно выполнял задание по математике, она разрешала ему выпить стакан апельсинового сока. Ребенок любил этот сок, но чаще заниматься математикой не стал. Выяснилось, что в большинстве случаев он мог свободно пить его в течение дня. Соответственно, он не понимал, почему должен зарабатывать его, делая домашнюю работу, если он может свободно получить его в любой моменту.

Выбирая способ подкрепления для конкретного ребенка, нельзя забывать о неосязаемых факторах. Хотя маленькие игрушки, этикетки, еда и другие вещи хорошо воспринимаются как позитивные стимулы, еще более сильным подкреплением могут служить человеческие и социальные взаимодействия.Фактически для большинства детей совместное времяпрепровождение с родителями, крепкое объятие, публичная похвала, улыбка и т. д. могут быть более убедительной и значимой позитивной стимуляцией, чем еще один стикерс или жвачка. Дети часто проявляют высокую готовность много работать за возможность внимания. На самом деле очень часто ребенок ведет себя неадекватно, чтобы получить внимание родителей, которые иначе редко общаются с ним. 

Итак, позитивное подкрепление используется, преимущественно чтобы усилить существующее поведение. Оно может использоваться, чтобы постепенно сформировать новое поведение у детей. Чтобы процесс позитивного подкрепления сработал, позитивный стимул должен быть адекватным, осуществляться немедленно и предсказуемо, не быть легко доступным для ребенка и не иметься в избытке, чтобы не терять свое качество подкрепления. Это может быть осязаемым предметом или неосязаемым фактором, как похвала, внимание или совместное времяпрепровождение."

(с) Бремс К. "Полное руководство по детской психотерапии." / Пер. с англ. Ю. Брянцевой. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.


"Условия успеха:


- подкрепление должно быть индивидуально значимым;
- подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением;
- связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами:
- взаимодействие (отношения);
- переживания, несовместимые с депрессией (агрессией);
- действия, повышающие самооценку с помощью ощущений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие и т.д.). "
(с) Змановская Е.В. Девиантология. М.: Издательский центр «Академия», 2004.


5 мар, 2009 в 21:43

Негативное подкрепление. (Negative reinforcement).
"Негативное подкрепление, во многом как и позитивное, используется, чтобы увеличить частоту поведения. Однако в этом случае ребенка не награждают позитивным стимулом, а ему дается возможность избежать нежелательного или вызывающего негативные эмоции события, которое уже присутствует в окружающей среде. 
Например, родители могут сообщить ребенку, что он может не участвовать в работе по саду каждый раз, когда самостоятельно убирает свою комнату. В этом случае устраняется неприятное событие — работа по саду, — чтобы ребенок чаще убирался. Негативное подкрепление используется также в автомобильной промышленности, чтобы добиться более широкого использования ремней безопасности. Когда включается зажигание, начинает работать гудок, который прекращается после пристегивания ремней безопасности. Как только ремни безопасности пристегнуты, неприятное событие прекращается, благодаря чему можно рассчитывать на то, что все будут пользоваться ремнями безопасности.

Негативное подкрепление подчиняется тем же принципам, что и позитивное. Другими словами, оно должно быть адекватным, не быть в свободном доступе или в избытке и не слишком далеко отнесен во времени"

(с) Бремс К. "Полное руководство по детской психотерапии." / Пер. с англ. Ю. Брянцевой. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

9 апр, 2009 в 14:39

Сегодня речь пойдет о наименне безопасном и стратегически наименее эффективном способе справляться с нежелательным поведением ребенка - о наказании.

"Наказание — это процедура, цель которой уменьшить частоту поведения, а именно справляться с поведением, которое родители не хотят видеть в поведенческом репертуаре ребенка. 
Наказание осуществляется в ответ на некорректное поведение и представляет собой неприятные или нежелательные для ребенка последствия. Родители часто используют физическое наказание. Преступников, совершивших противоправные деяния, общество заключает в тюрьму, пытаясь уменьшить криминальное поведение. Очевидно, наказание должно быть адекватным, осуществляться своевременно и последовательно и иметь достаточно неприятные последствия, чтобы компенсировать подкрепляющую сторону нежелательного поведения. Например, заключение в тюрьму не является эффективным наказанием, если не применяется последовательно каждый раз, когда лицо совершает противоправное действие. Очевидно, если вы не можете отследить поведение, вы не можете эффективно применять наказание. 
Существует ряд дополнительных проблем, связанных с использованием наказаний (Kazdin, 2000). Например, хотя на короткое время оно может быть эффективно, эффективность наказания в течение более продолжительного времени сомнительна. Кроме того, демонстрация неприятного или нежелательного события может обусловить возникновение конфликтов, неприятного поведения или страхов у ребенка. 
Наказание может усиливать некорректное поведение, поскольку может моделировать агрессию или выступать как подкрепление (для некоторых детей внимание в виде наказания может оказаться предпочтительнее, чем отсутствие внимания совсем). Соответственно, мы не рекомендуем применять наказание, пока не использованы другие поведенческие стратегии и если поведение не представляет опасности для ребенка. В частности, можно применять определенные процедуры наказания к детям с дефектами развития, чье поведение может иметь деструктивные для них последствия, например, когда они наносят механические повреждения глазу или уху. В этих случаях последствия поведения серьезнее, чем риск применения наказания."


Торможение. Торможение, как и наказание, используется, чтобы ослабить нежелательное или некорректное поведение. Однако, в отличие от наказания, оно предполагает не направленное воздействие в ответ на
некорректное поведение, а скорее нивелирбвание позитивных стимулов, присутствующих в окружении. Таким образом, торможение противоположно наказанию, как и негативное подкрепление противоположно позитивному. Например, можно сообщить ребенку, который любит слушать музыку, что каждый раз, когда он
будет демонстрировать необузданный темперамент, он будет лишен этого удовольствия. Когда ребенок начинает раздражаться, его лишают музыки (позитивная внешняя стимуляция), чтобы ослабить распущенное
поведение. Часто стратегией является лишение внимания ребенка. Если ребенок плохо себя ведет с очевидной целью привлечь внимание, родители могут выйти из ситуации, чтобы сделать для ребенка невозможным решение этой задачи, пока он не прекратит свое поведение. Опять же, как мы уже обсуждали, устраняемые
стимулы должны быть адекватными (т. е. должны обладать качеством подкрепления), устранение стимулов должно осуществляться немедленно, предсказуемо и последовательно и стимулы не должны быть доступнымисвободно или в изобилии (т. е. доступны без прекращения некорректного поведения).








(с) Бремс К.Б 87 Полное руководство по детской психотерапии. / Пер. с англ. Ю. Брянцевой. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 640 с. (Серия «Кафедра психологии»).


Т. Гордон в книге "Тренинг эффективного родителя" описывает, что многие родители в программе переставали использовать наказание. Но и к самим родителям в программе оно не использовалось.

Наблюдая за собой, друзьями, работая с пациентами я прихожу к выводу, что редко кто из нас использует наказание как сознательно выбранный инструмент после предыдущего осознанного и неэффективного использования других способов сформировать желательное поведение ребенка. Очень часто (не всегда) наказание ребенка происходит под влиянием импульса родителя, а не здравого смысла, являсь скорее способом снять собственное напряжение (или добиться чего-то еще), чем разумной заботой о ребенке. 
Если нечто подобное имеет место быть в отношениях с ребенком - это не повод затапливать себя чувством вины, а шанс осознанно и ответственно, как говорят гештальтисты, подойти к вопросу Ваших отношений с ренеком, Ваших стратегий воспитания и Вашему собственному пониманию того, какое именно поведение Вы хотите сформировать у ребенка. 

В следующий раз пара слов о других негативно ориентированных приемах - торможении, тайм-ауте и процедуре расплаты за реакцию - о последнем в контексте стратегии формирования поведения.


No comments: