Sunday, April 16, 2017

Взрослые дети алкоголиков

Оригинал взят у lokkova в Взрослые дети алкоголиков
Существует миф (ложное убеждение), что лишь непосредственное общение с активным алкоголиком или наркоманом может оказать определенное влияние.
Однако ни развод, ни расставание, ни даже смерть химически зависимого человека не останавливают развитие созависимости в семье.
Отдельно стоит сказать еще об одной группе жертв алкоголизма (и наркомании) - это взрослые дети алкоголиков.
Многие из них во взрослой жизни испытывают проблемы, которые являются последствиями прошлого.

Характерные черты взрослых детей алкоголиков:


Низкая самооценка
   Невозможно, воспитываясь в обстановке эмоционального пренебрежения или, в лучшем случае, противоречивого воспитания, обрести достаточную уверенность в своих силах.
Взрослые дети алкоголиков - большие мастера в создании своего внешнего образа: они стремятся убедить окружающих, что у них "все в порядке", надеясь одновременно убедить в этом и себя. Положительные внешние изменения не приводят, тем не менее, к преодолению чувства неполноценности. Возникает "синдром самозванца", постоянный страх разоблачения, установления, кто он есть.

Фокусировка на внешнее окружение
   Химически зависимые семьи вынашивают мысль, что если выждать достаточно продолжительное время, то все встанет на свои места без принятия определенных мер. Постоянная жизнь в атмосфере стресса, когда превалирует чувство беспомощности, приводит к мысли о том, что не стоит что-либо менять, так как ни к чему хорошему это не приведет.
Члены семьи очень редко в состоянии определить приоритеты.
   Даже когда дети считают, что что-то можно сделать и добиться изменений, и выражают свое недовольство родителями, модель пассивности остается врезавшейся в их сознание, и будет прослеживаться при решении проблем в их уже взрослой жизни.
Взрослые дети алкоголиков считают себя жертвами обстоятельств, не способными контролировать события жизни.
   Решение проблем взаимоотношений видится взрослым детям алкоголиков в желании другого человека измениться. Они не способны видеть, что их собственная реакция на проблему может лишь усилить стрессовую ситуацию. Они уверены, что не могут управлять своими мыслями или чувствами и поэтому должны реагировать автоматически, раздражаясь, обвиняя и угрожая всякий раз, когда другие "провоцируют" их.
   Каждое утро взрослые дети алкоголиков оценивают предстоящий день по поступкам, мыслям, чувствам других людей и вообще по тому, "как идут дела". Их часто называют "сверхбдительными" за постоянное проявление исключительного интереса ко всему, за способность улавливать малейшие внешние признаки, например, выражения лиц, психологическую атмосферу комнаты и т.п. Такая способность развивается в силу необходимости в семье алкоголика, где моральный климат полностью зависит от того, что алкоголик делает или что он делал вчера вечером. Фокус на внешнее окружение в химически зависимых семьях приводит к тому, что взрослые дети алкоголиков живут реакциями на окружающий мир, и их чувства и принимаемые решения часто зависят от этого. Они искренне заблуждаются, полагая, что, когда "обстановка" измениться, у них все будет хорошо.
Неспособность идентифицировать или выразить чувства   Научиться различать чувства и выражать их уместным образом можно лишь в результате тренировок или моделирования в семье. Когда такая возможность в семье отсутствует или, еще хуже, обстановка агрессивна, дети усваивают определенные модели поведения.
   Взрослые дети алкоголиков могут думать о чувствах и могут научиться их развивать путем имитирования реакций и поведения других людей. Они могут точно знать, что они должны чувствовать и даже как реагировать при этом, но в действительности, сами не чувствуют в полном смысле этого слова. Со временем они становятся замкнутыми, теряют контакт со своим внутренним миром. Взрослые дети алкоголиков могут хорошо понимать других страдающих людей и даже помогать им, но оказываются не в состоянии справиться со своими переживаниями.
   Некоторые взрослые дети алкоголиков как бы дают себе разрешение выражать определенные чувства, например, раздражение, ранимость, печаль и т.д.
   Женщины обычно избегают гнева, они позволяют себе рыдать, но никогда не выражают ярости.
Неспособность определять и выражать чувства приводит к бесплодным попыткам в интимной сфере. Если вы знаете, как я чувствую, вы знаете меня. Если я не знаю, как я чувствую, и даже если я знаю, но не могу рассказать вам, мы никогда не будем способны соединиться интимным образом. Взрослые дети алкоголиков чувствуют себя хорошо лишь с теми, кто имеет такой же или похожий уровень способности чувствовать.
Неспособность попросить помощь   В химически зависимых семьях существует закон жизни: если ты не позаботишься о себе сам, то никто о тебе не позаботится. Детям становится ясно, что у родителей не остается для них ни душевных, ни физических сил.
   Став взрослыми, дети алкоголиков не могут надеяться на то, что другие желают им помочь, и становятся неспособными сами просить помощи у других даже в таких простых случаях, как подвезти на работу или получить чашку кофе. В то же время они обязательны в отношении помощи другим, даже когда нет необходимости или люди не заслуживают этого. Такая модель поведения, когда избегаются любые разговоры о помощи в связи с личными трудностями, ведет к обострению проблем и необходимости дальнейшего отрицания. Не имеет значения, большие это или маленькие проблемы, реакция детей алкоголиков одинакова.
Экстремальное мышление   Эта черта касается способности принимать решения, рассматривать альтернативы и соответственно действовать в трудных ситуациях. Наиболее типичная реакция на повседневные проблемы в семьях алкоголиков: "этого не происходит". Такая тенденция ведет к тому, что проблема откладывается до тех пор, пока она не станет еще острее, и ее нельзя уже избежать.
   Когда кризисная ситуация неизбежна, то процесс принятия решения и последующих действий главным образом сводится к поиску виновного, а затем наблюдается либо чрезмерная активность, либо почти полная пассивность. Экстремальное мышление приводит к тому, что члены семьи или ничего не делают вообще, или принимают абсурдные решения.
   Этот далеко неполный перечень характерных черт дает возможность представить те трудности, с которыми сталкиваются взрослые дети алкоголиков. Они влияют на семьи, которые создают взрослые дети алкоголиков.

Список характерных особенностей взрослых детей алкоголиков (по материалам группы программы ВДА в Интернете)

• Пытаются отгадать, что такое норма
а) мне трудно себе представить, что нормально и правильно во взаимоотношениях между людьми;
б) мне трудно определить, что в жизни нормально, а что нет;

• Испытывают трудности с доведением своих дел до конца
а) часто случается, что не смотря на огромный энтузиазм, с которым я берусь за какое-то дело, впоследствии я оставляю его не оконченным;

• Лгут в ситуациях, когда с таким же успехом могли бы сказать правду
а) я склонен говорить не то, что думаю;
б) случается, что я непроизвольно лгу, хотя в этом нет смысла;

• Низко себя ценят и плохо к себе относятся
а) я готов очень сурово осуждать себя и своё поведение;
б) мне трудно почувствовать свою ценность и важность;

• Испытывают трудность в переживании радости и веселья
а) мне трудно расслабиться и спонтанно беззаботно веселиться;
б) во время веселья я начинаю контролировать своё поведение, или вдруг меня охватывает тоска;

• Относятся к себе слишком серьёзно

• Испытывают трудности в установлении близких отношений
а) я боюсь, что близкие, сильные отношения с другим человеком могут повлиять на меня так, что я в них потеряю самого себя;
б) боюсь, что я могу внутренне перегореть в близких отношениях;

• Чрезмерно реагируют на перемены,  которые не могут контролировать
а) я отношусь с огромным напряжением и беспокойством к переменам, на которые не могу повлиять;
б) мне трудно приспособиться к переменам, над которыми я не имею контроля;

• Постоянно ищут признания и подтверждения
а) я склонен постоянно искать признание и подтверждение моей значимости;
б) Отношение людей ко мне и моим поступкам является важным критерием моей самооценки;

• Считают, что они отличаются от других
а) я ясно чувствую своё отличие от других людей;
б) мне трудно почувствовать общность с другими людьми, я чувствую, что между нами существует какая-то преграда;

• Несут чрезмерную ответственность или полностью безответственны
а) мне трудно делить ответственность в ситуациях, когда я связан с другими людьми: я или всё принимаю на себя или полностью отстраняюсь;
б) я склонен к крайностям в оценке того, что происходит в моей жизни: иногда я чувствую себя ответственным за всё происходящее, а иногда я думаю, что от меня ничего не зависит;

• Необыкновенно лояльны, даже перед лицом фактов, что другой человек этого не заслуживает
а) я способен к максимальной лояльности, даже по отношению к людям, не заслуживающим её;
б) я остаюсь верным раз взятым на себя обязательствам, даже когда плачу за них чересчур высокую цену;

• Поддаются импульсам
а) я часто делаю что-то опрометчиво, не обращая внимания на последствия;
б) я склонен к принятию необдуманных решений, не принимая во внимание других возможностей;

• Испытывают чувство вины, когда защищают свои права и поэтому часто уступают другим
а) когда я что-то делаю для себя, то чувствую вину, что занимаюсь собой, а не другими;
б) я считаю, что не имею права заниматься собой;

• Испытывают страх перед другими людьми, а особенно, перед всякого вида властью и начальством
а) мне кажется что, если кто-нибудь познакомится со мной ближе, то потеряет ко мне всякий интерес;

• Испытывают страх перед злостью и скандалами
а) я боюсь конфликтов и раздражения между людьми и стараюсь их избегать;
б) я опасаюсь своего гнева и стараюсь его не показывать;

• Любят вести себя как жертвы
а) я часто попадаю в ситуации, за которые, прежде всего я, плачу огромную цену;
б) я легко оказываюсь в ситуациях, в которых чувствую себя обиженным;

• Очень боятся расставаний и потерь
а) у меня часто появляются мысли, что близкий мне человек может меня покинуть;
б) когда у меня возникают конфликты с близким человеком, то я опасаюсь, что он меня бросит

• Боятся проявлять свои чувства
а) мне не легко открываться перед другими и проявлять свои чувства;
б) я очень осторожен и воздержан в открывании своих личных сфер, т.к. это не безопасно;

• Неумение гармонично развивать отношения с людьми
а) мне очень трудно углублять и поддерживать в гармонии отношения с близкими мне людьми;
б) я склонен входить в личные отношения сразу и на очень глубокий уровень;

• Сильная восприимчивость
а) я очень чувствителен, меня легко обидеть;
б) я знаю некоторые свои сферы, прикосновение к которым приносит сильную боль;

• Страх перед потерей контроля
а) чтобы чувствовать себя безопасно и уверенно, в той ситуации, в которой нахожусь, я должен в значительной мере контролировать её;
б) боюсь, что если я не буду владеть ситуацией, то произойдет что-то плохое;

• Боятся ожидать что-то хорошее
а) я стараюсь не ожидать хороших событий, потому что боюсь разочарований;
б) мечты об удачном ходе событий возбуждают во мне тревогу;

• Низкий уровень доверия к людям
а) мне кажется, что полностью я могу положиться исключительно на себя;
б) Я очень осторожен в отношениях с другими людьми. Нелегко получить моё доверие;

• Склонность получать большее удовлетворение в кризисах и хаосе, чем в спокойной стабильной жизни
а) размеренная повседневная жизнь становится для меня скучной;
б) большее удовлетворение мне приносят кризисы и хаос, чем спокойная стабильная жизнь;

• Склонность видеть мир в чёрно-белых цветах
а) в трудных ситуациях я часто принимаю категорические решения;
б) в кризисной ситуации я всё вижу в чёрно/белом цвете;

• Склонность к отрицанию, чтобы защищать себя
а) когда я вижу опасность, то избегаю размышления о ней, стараясь утвердиться в убеждении, что всё в порядке;
б) когда возрастает моё беспокойство, я не пытаюсь искать его источник, лишь мысленно ограждаюсь от этой трудной ситуации;

• Трудность в отделении любви от жалости
а) я склонен входить в отношения с людьми, которые во мне нуждаются, которым я могу помочь;

• Склонность оставаться в трудных ситуациях дольше, чем другие, несмотря на потери
а) в трудных ситуациях мне трудно определить момент, в котором я уже ничего не могу сделать;
б) мне трудно выйти из трудной ситуации, несмотря на потери;

• Терпение, как следствие долговременной тоски
а) мне хорошо знакомо чувство обессиливающей тоски;
б) иногда мне становится грустно, без видимой причины;

• Страх перед потерей
а) каждое изменение в жизни ассоциируется у меня с потерей;
б) я опасаюсь, что могу потерять что-то очень для меня важное;

• Страх в переживании чувств
а) я чувствую внутренний барьер, не позволяющий мне свободно и полно чувствовать;
б) чувствую, что что-то ограничивает меня в спонтанном выражении чувств;

• Чувство внутреннего принуждения быть сильным и не поддаваться моментам слабости
а) я должен быть готовым к жизненным трудностям и что-то заставляет меня быть твёрдым и стойким;
б) я не могу позволить себе моменты слабости;

• Легко попадают в зависимость или находят зависимых партнеров
а) я часто делаю вещи, которые мне вредны и, хотя понимаю это, тем не менее продолжаю этим заниматься.
К ним относятся: курение, употребление алкоголя, обжорство или голодовки, употребление успокаивающих и обезболивающих средств, агрессивное поведение, специфические сексуальные привычки, обгрызание ногтей, терзающее мышление, утомительные привычки в повседневной жизни (уборка, частое мытье).

No comments: