Saturday, April 15, 2017

Обнимашки

2016-06-01 12:51:00
(с) Дарья Дмитриева 

Пылкая Девочка обнимает свою Любимую Подружку. Любимой Подружке это явно неприятно. Правда, далеко не всем нравится, когда к тебе подлетают со спины, обхватывают тебя за талию с силой игривого медвежонка и пытаются куда-то тащить. Однако жертва такой пылкой любви молчит и только несчастно озирается в надежде, что кто-нибудь придет на помощь. Подхожу к девчонкам. Присаживаюсь на корточки.
- Тебе нравится, когда тебя так обнимают?
- Нет, совсем не нравится.
- Тогда скажи об этом. Просто скажи: Перестань, мне неприятно, больно.

- Перестань, мне неприятно, - тихонечко говорит девчушка. Так тихонечко, что у Пылкой Девочки просто нет шансов ее услышать.
Обращаясь к Пылкой Девочке и расцепляя ее руки:
- N неприятно, когда ты так сильно ее обнимаешь. Она просила тебя ее отпустить, но ты не услышала. Я решила вам помочь. Когда тебе что-то не нравится, говори об этом погромче, иначе другой может просто тебя не услышать. Я знаю, у тебя сильный голос, - это уже второй девочке.
Давайте потренируемся, только сначала со мной, - обращаюсь я к Пылкой Девочке. Ты можешь попробовать меня по-разному обнимать, а я буду тебе говорить, как мне.
Пылкая Девочка заинтересована, обниматься она, похоже, любит, а взрослый как тренажер - это что-то новенькое.
- А можно я повисну у тебя на шее?! - с восторгом вопрошает она.
- Можно.
Девчушка радостно напрыгивает на меня. "Наверное, у нее очень сильный и веселый папа или спортивная мама,"- фантазирую я. Моя шея явно не в восторге.
- Так мне не нравится. Мне больно.
Пылкая Девочка отпускает руки и через минуту повисает на мне заново.
- Мне больно и совсем не весело. Она снова отпускает руки. Новая идея - обнять меня за талию, как можно крепче. Так крепко, что я начинаю серьезно задумываться о том, что есть надо меньше.
- Так мне тоже неприятно. Экспериментальные обнимания привлекают других детей. Они собираются рядом с нами и с интересом наблюдают.
- Можно я тоже попробую? - подает голос Любимая Подружка Пылкой Девочки.
- Да, пожалуйста.
Теплые ручки аккуратно обвивают мою шею.
- Спасибо, мне очень приятно.
Пылкая Девочка явно обескуражена. Она уже раз 7 меня обняла, и все не так. Похоже, это игра такая, что взрослый на все ворчит, что ему не нравится. Но вот тут-то у Любимой Подружки получилось.
Пылкая Девочка снова пробует меня обнять, надо сказать, гораздо аккуратнее.
- Так намного приятнее, но все равно еще слишком сильно для меня.
- А мне можно? - звучит еще один детский голос.
- Да, если хочешь.
Меня снова ласково обнимают. Я благодарю и улыбаюсь. Пылкая Девочка с серьезным личиком наблюдает за процессом. Потом еще раз подходит ко мне.
- Можно, я еще раз попробую?
- Да, конечно, - ободряюще улыбаюсь я. Я понимаю, ей непросто. Сила ее объятий идет от широты души и переполняющей энергии, за ней нет желания сделать больно. Но раз за разом Пылкая Девочка сталкивается с моим неудовольствием. Это трудно. Непонятно. Обидно. Я очень ей сочувствую, но понимаю, что другим детям от такой порции объятий и, правда, бывает невмоготу.
Пылкая Девочка нерешительно подходит ко мне. Обнимает меня за шею, нежно, очень нежно. Видно, что эта нежность дается ей непросто. Тело напряжено, она боится моего очередного отказа.
- Мне очень, очень приятно, - улыбаюсь я. И тихонько обнимаю ее в ответ. Пылкая Девочка зарывается личиком в мое плечо.
- Так мне тоже нравится. Она еще несколько секунд остается в этой позе, потом спокойно отходит.
- А давай, теперь на мне тренироваться с восторгом предлагает ей Любимая Подружка. Я некоторое время наблюдаю, как они обнимают друг друга и говорят, что нравится, а что нет. И тихонько ухожу. Там уже обойдутся без меня.
Дошкольникам часто необходимо, чтобы взрослый не просто сказал: "Так нельзя или надо вот так", а показал, сделал вместе с ними, "как нужно". Ребенок может не делать чего-то, о чем мы его просим (или, наоборот, упорно делать, "как не надо"), не потому что он нас не понял или ему плевать на наши просьбы. Детям бывает сложно переключиться или не ясно, а как конкретно это (что мы там от него хотим) сделать, например, попросить вежливо (вежливо - это как конкретно), страшно или неловко попробовать новый непривычный способ. Для всего этого нужен взрослый.


(с) Дарья Дмитриева

No comments: